Японская анимация. Кунио Като
Режиссёр вырос на мультфильмах Исао Такахаты и Хаяо Миядзаки. Като предпочитает традиционную рисованную мультипликацию без использования компьютерных технологий. Он рисует не в традиционной для аниме стилистике, а полностью вручную цветными карандашами и красками. Его творчество близко к стилю российского аниматора Юрия Норштейна. По утверждению японского режиссёра, работы Норштейна (особенно «Сказка сказок» и «Ежик в тумане») произвели на Като большое влияние и побудили его стать аниматором.
Като обращает внимание на реальные проблемы и жизненные истории обычных людей, но трактует их в символическом и гротескном стиле. Его не привлекает героизм и политика.
До получения Оскара Като, по его словам, работал в тяжёлых условиях, имел небольшое помещение без окон в подвале, так как отдел анимации в компании ROBOT небольшой.
«Дневник путешественника» считается культовым произведением в японской анимации. Фильм-эксперимент, уже ставший классикой. Однозначно рекомендуется всем, кто ценит тонкие материи и радуется удивительным новым вещам.
Шесть коротких эпизодов о жизни загадочного путешественника, странствующего верхом на странной длинноногой свинье (от Сальвадора Дали). Сериал вдохновлен произведениями Франца Кафки. Эпизоды выдержаны в синевато-изумрудной гамме и являются поэтическими зарисовками, созданными в традициях немого кино начала XX века. Сюжеты — типично японские, очень созерцательные и лиричные, наполнены японской философией.
За весь фильм не сказано ни одного слова: как в немом кино, перед нами под музыку развернется действие, сопровождаемое титрами. Потрясающая образность, лаконичность, тонкая смена настроений, богатый ассоциативный ряд. Смысл в каждой новелле (длиной 2-3 минуты) вычленяется с трудом, он присутствует здесь на уровне ощущений и полунамеков, что так свойственно японской культуре в целом. Размеренное путешествие Тортова Роддла периодически разбивается текстовыми вставками вроде: «Мы обменялись с человеко-зайцами беззвучным "Как дела?" и пожелали друг другу безопасного путешествия». Комментарии эти не стремятся ничего прояснить, а лишь подчеркивают главное – ощущение близости чуда. Чудеса в жизни есть, и увидеть их можно в самых неожиданных местах – разве не чудо, что грустный осенний дождь на самом деле является плохими снами, которые люди сжигают поутру в печах?